Время работы: пн-пт: 10.00 - 18.00

Какие зимние шины купить и как их выбрать

Описывать недостатки летней резины зимой, а зимней – летом, к счастью, уже не нужно. Большин­ство авто­владельцев в России сегодня хорошо понимают целесо­образность сезонной смены шин и исправно «пере­обувают» свои машины дважды в год. Тех же, кто этого не делает, пере­убедит государ­ство – штрафами за использо­вание покрышек не по сезону.

С покупкой зимних шин сейчас тоже нет проблем: рынок предлагает модели на любой вкус и кошелёк. Но какие именно нужны вам? Это зависит от многих факторов – начиная с условий эксплуатации и заканчивая суммой, которую вы готовы потратить. Универсаль­ного рецепта на все случаи жизни нет, поэтому, чтобы выбрать подходящие шины, придётся узнать ответы на несколько важных вопросов.

Какие бывают типы зимних шин

Все зимние покрышки можно довольно чётко разделить на три типа. И каждый из них будет лучшим вариантом в опреде­лённых дорожных и климатиче­ских условиях – наиболее безопасным, эффектив­ным и долговечным.

«Европейские» зимние шины. Покрышки этого типа создаются в расчёте на «мягкую зиму» — с небольшим количе­ством снега, лёгкими морозами и частыми оттепелями. В таких условиях авто­мобилю придётся ездить не столько по скользким покрытиям, сколько по мокрому или сухому асфальту.

Поэтому зимние шины такого типа лучше цепляются за твёрдое покрытие — особенно на высокой скорости. Они хорошо отводят воду из пятна контакта и меньше шумят. Но если дорогу засыплет снегом, от водителя потребуется максимум умения и осторожности — автомобиль будет рано скользить и плохо слушаться руля. И даже неглубокие сугробы могут стать для него непроходимыми.

Европейские шины подойдут тем, кто живёт в тёплом климате или в крупных городах, где исправно чистят улицы и обрабатывают их противо­обледени­тель­ными реагентами.

«Скандинавские» зимние шины. Модели этого типа рассчитаны на более суровые условия, с темпера­турами существенно ниже нуля, постоянным снегом или льдом на дороге. Сцепление на скользких покрытиях у них намного лучше, чем у «европейских», особенно на снегу – как рыхлом, так и укатанном. Достигается это за счёт мягкости протектора, который словно прилипает к скользкому покрытию, цепляясь за малейшие его неров­ности. За это свойство такие шины прозвали в народе «липучками».

Однако у мягкого протектора есть и очевидные недостатки: податливая резина снижает возмож­ности шин на твёрдых покрытиях. На асфальте авто­мобиль, обутый в «скандинав­ские» покрышки, хуже тормозит и не так чётко реагирует на повороты руля. Кроме того, эти шины быстрее стираются, особенно при плюсовых темпера­турах, когда резина становится ещё мягче.

Поэтому «скандинавские» шины лучше других проявят себя в северных районах России и Сибири: они не боятся сильных морозов (резина меньше «дубеет» по мере снижения темпера­туры), и там зимой почти нет чистого асфальта, губитель­ного для этих покрышек.

Шипованные шины. Наиболее радикальный вариант зимней резины. У них в протектор вмонти­рованы (встав­лены или вклеены) металли­ческие шипы, выступающие наружу на 1–1,5 мм. Острыми краями они «вгрызаются» в скользкое покрытие и цепля­ются за мельчайшие неров­ности, благодаря чему такие шины держат авто­мобиль на льду ещё лучше, чем «скандинавские». Особенно при небольшом минусе, когда лёд относи­тельно мягкий.

С понижением температуры преимуще­ство шипованных шин уменьшается. Во-пер­вых, шипы не так эффективно «вгрыза­ются» в твёрдый лёд. Во-вторых, у шипованных покрышек в мороз хуже работает остальной протектор: его приходится делать жёстче, чем у «липучек», чтобы он мог надёжно удерживать в себе шипы. Однако такой протектор обычно лучше действует в рыхлом снегу, наделяя авто­мобиль высокой проходимостью.

Есть у шипованных шин и очевидные недостатки. Шипы, эффективные на льду, на асфальте только мешают. Они плохо цепляются за твёрдое покрытие (попутно снижая сцепление резины вокруг них) и изнаши­ваются сами, несмотря на твёрдо­сплавный наконечник. В итоге у авто­мобиля, обутого в шипо­ванные шины, на асфальте увеличи­вается тормозной путь – по этому параметру они часто проигрывают даже «скандинав­ским» покрышкам – и страдает управля­емость. А сами шипы при резких манёврах могут просто вылетать из протектора. Наконец, шины этого типа – самые шумные среди зимних покрышек. Правда, последние несколько лет произ­водители шипованных шин проделали большую работу по совер­шенство­ванию их конструкции: появились «умные» шипы, которые утапли­ваются в протектор при езде по асфальту, что заметно улучшает управля­емость и сокращает тормозной путь. Эксперимен­тируют инженеры и с формой шипов, их количеством и располо­жением.  

Шипованные шины хорошо подойдут для средне­российской зимы, особенно там, где гололёд – обычное явление. Будь то европейская часть страны, Урал или Сибирь. Однако учтите, что в большин­стве европейских стран шипо­ванные покрышки запрещены, поскольку шипы портят асфальто­вое покрытие дорог. На машине с такими колёсами вас не пропустят через границу.

Как отличить шины разного типа

Прямых указаний в маркировке шины на её тип не суще­ствует, а продавцы не всегда достаточно компе­тентны, чтобы объяснить все нюансы. Потому смотрите и сравни­вайте несколько моделей, ориен­тируясь на характерные признаки каждого типа.

«Европейская» шина больше остальных похожа на летнюю покрышку. У неё относи­тельно крупные блоки протектора и широкие канавки между ними, предназ­наченные для отвода влаги — воды или опасной во время оттепели снежно-водяной смеси, так называемой шуги. А сама резина в зоне протектора твёрже, чем у скандинав­ских шин: обычно это можно понять даже на ощупь, без измери­тельных инструментов.

Характерная черта «скандинав­ских» шин – обилие тонких, зигзаго­образных канавок на блоках протектора, которые называют ламелями. Когда шина деформи­руется под нагрузкой в пятне контакта с дорогой, края ламелей смещаются относи­тельно друг друга и допол­нительно цепляются за лёд или снег, увеличивая эффектив­ность покрышки. Но ламели же делают шину и более податливой на асфальте, размазывая реакции авто­мобиля. Ещё одна особен­ность «скандинав­ских» шин — угловатый переход от боковины к протектору, благодаря которому улучшается проходи­мость в рыхлом снегу.

Шипованные шины несложно отличить от остальных по наличию тех самых шипов, но при выборе модели стоит присмотреться не только к водо­отводящим каналам (они важны для любой зимней шины), но и к самим шипам. У наиболее эффективных покрышек они не круглые, а имеют сложную форму из твёрдого сердечника и алюми­ниевого корпуса. Обратите внимание на их располо­жение: распреде­ление шипов по протектору характери­зуется «рядами ошиповки» – количе­ством канавок, которые «прогрызут» шипы во льду, если колесо будет буксовать. Очевидно, чем таких рядов больше, тем эффективнее будет работать шина на скользком покрытии.

Какую размерность зимних шин выбрать

На автомобили разрешено устанав­ливать шины только той размер­ности, которая рекомен­дована автопроизво­дителем. Однако сейчас большин­ство моделей продаются с несколькими вариантами колёс, а значит, у владельца появляется возмож­ность выбора. Какая же размер­ность предпочти­тельнее для зимы?

Однозначного ответа на этот вопрос тоже нет — всё зависит от условий эксплуатации. Если большую часть зимы машина ездит по чистым и ровным улицам мегаполиса, изредка покры­вающимся тонким слоем льда, то подойдут «европейские» шины той же размер­ности, что и летние. Благодаря им при переходе на «зиму» меньше пострадает управляемость.

Но если зима в вашем регионе серьёзная, со снегопадами, голо­лёдами и тому подобными сезонными радостями, то стоит присмотреться к зимним шинам меньшей ширины (первая цифра в их размер­ности) и с более высоким профилем (вторая цифра, указанная через «/»). Более узкие шины лучше ведут себя на льду, в свеже­выпавшем снеге и «шуге», а допол­нительные проценты профиля сберегут покрышки на ямах и колдо­бинах, которых зимой и, особенно, ранней весной на россий­ских дорогах становится слишком много. И даже по ровному шоссе езда на таких шинах будет комфортнее.

Конечно, переход на такую размер­ность ухудшит управля­емость авто­мобиля на асфальте, но это разумная плата за все выше­пере­численные преимущества. Ведь зимой темп движения, как правило, ниже летнего, и эта разница будет не так заметна. Главное — помнить, что на любых зимних шинах тормозной путь у машины на асфальте длиннее, чем на летних, — что на сухом, что на мокром.

Как читать маркировку шин на боковинах

Помимо собственно марки и модели, на боковине шины есть ещё множество надписей, которые могут многое рассказать о покрышке. Прежде всего убедитесь, что она действи­тельно зимняя — особенно, если речь идёт о шине «европей­ского» типа, у которой не столь характерный протектор. Сомнения должны развеять надпись Winter, рисунок снежинки или буквы M+S (Mud + Snow), чаще встреча­ющиеся на покрышках для внедорож­ников. А вот сочетанием All season помечают так называемые всесезонные шины, с которыми пред­полагается эксплуатировать авто­мобиль круглый год. Но они и зимой мало­эффективны, и в тёплую погоду будут хуже летних шин.

Следующее, на что надо обратить внимание, – грузо­подъёмность шины и её индекс скорости. Обозна­чающие их цифры и буква обычно выграви­рованы на боковине сразу после размер­ности. Грузо­подъёмность пишется в условных единицах (но там же на боковине можно найти и её расшифровку, указанную мелким шрифтом), и она должна быть такой, чтобы максимальная нагрузка, помноженная на четыре покрышки, была гарантиро­ванно больше полной массы автомобиля.

Впрочем, об этом скорее всего позаботятся автопроизво­дитель и шинные компании. Они следят за соответ­ствием веса машины рекомендо­ванной размер­ности покрышек и их грузо­подъёмности. Другое дело, что даже у одной модели шины могут быть варианты с разной нагрузкой. Та версия, у которой она выше, будет надёжнее. Но при этом такая шина менее комфортна и расход топлива с ней окажется выше.

Индекс скорости показывает предельно допустимую безопасную скорость авто­мобиля, обутого в данные шины. Этот параметр обозна­чается англий­скими буквами от J (100 км/ч) до ZR (более 240 км/ч). Для массовых современных машин наиболее популярны зимние шины с индексами S (до 180 км/ч), Т (190 км/ч), H (210 км/ч).

Ещё один важный параметр зимних шин – износо­стойкость. Её произво­дитель покрышек тоже указывает на боковине — в некоторых условных единицах. Это цифра, которая идёт сразу за словом Treadwear. Средний показатель износо­стойкости — 100 единиц.

Наконец, важно понять, когда покрышка была произведена. Срок хранения новых зимних шин — всего два года, и нежела­тельно эксплуати­ровать их более пяти лет: резина стареет и теряет свои свойства. Хотя некоторые бренды дают гарантию на целое десяти­летие. Дата изготов­ления указывается на шине тремя-четырьмя небольшими цифрами, обведён­ными овалом. Они означают порядковую неделю и год, в которые была выпущена покрышка.

Наконец, с 1 ноября 2020 года все легально прода­ваемые в России шины должны быть со специальным штрих­кодом на боковине, где произво­дителем зашифрованы данные шины, это свое­образный аналог акцизной марки. С его помощью будет контроли­роваться товарный оборот покрышек, а потреби­телей это должно страховать от покупки контра­фактного товара. Поэтому обяза­тельно обращайте внимание на наличие таких наклеек.

Как выбрать бренд и модель зимних шин 

Итак, вы определились с типом и размер­ностью зимних шин, которые вам нужны. Осталось выбрать конкретную модель. Увы, определить на глаз или на ощупь, какая из шин лучше, не получится. Хотя некоторые продавцы в шинных магазинах пытаются это делать, комментируя рисунок протектора или мягкость шинной боко­вины. То, насколько покрышка будет хорошо держать на льду и сильно ли она будет шуметь, зависит от совокуп­ности множества факторов, не видных глазом — начиная с химиче­ского состава резины и заканчивая конструкцией каркаса.

Вообще, полагаться при выборе шин на мнение продавцов — дело рискованное. У одних в вашей покупке свой интерес, другие могут просто не обладать достаточными знаниями. Лучше ориентиро­ваться на информацию из более компетентных источников — например, изучить результаты шинных тестов, проводимых незави­симыми экспертами и крупными изданиями.

Если подходящего теста не нашлось, положитесь на репутацию шинной марки. Большая часть покрышек в мире выпускается крупными концернами — Goodyear, Continental, Michelin, Pirelli, Brigdestone, Dunlop, Yokohama. Финская компания Nokian не такая крупная, но тоже традиционно сильна в произ­водстве зимних шин, особенно шипо­ванных и «скандинавских».

В моделях, которые концерны выпускают под собствен­ными брендами, как правило, сосре­доточены все последние разработки и технологи­ческие достижения компании. Оборотная сторона: они же будут и самыми дорогими. Если ваш бюджет ограничен, то можно обратить внимание на шины так называемой второй линии, которая есть у большинства концернов.

Это либо не самые свежие модели, либо покрышки дочерних брендов крупных фирм — BF Goodrich, Matador, Gislaved, Nordman, Cooper, Uniroyal… Часто в этих моделях применяются конструктор­ские решения или рисунки протектора, которые были у «топовых» шин всего несколько лет назад. Также для них используют не такую дорогую резиновую смесь или шипы попроще — и в итоге покрышки оказываются заметно дешевле, но не намного хуже своих более дорогих собратьев.

Примерно равны им по ценам покрышки менее крупных и именитых компаний, таких как японская Toyo или корейские Kumho и Hankook. Причём по своим возмож­ностям некоторые из них бывают близки к шинам топ-уровня.

Наконец, среди шинных брендов есть бюджетный сегмент, в котором шина может стоить в разы дешевле топ-моделей. Сюда можно отнести мало­известные европейские марки (например, Kleber или Sava), продукцию российских произво­дителей и появив­шиеся в последние годы шины из Китая. Надёжность и эффектив­ность последних пока вызывают вопросы, однако качество китайской продукции стремительно растёт каждый год.

Сколько шин покупать: Две шины или четыре

Ещё находятся водители, желающие сэкономить на сезонной «пере­обувке», которые покупают шины только на «главную» ось и ставят зимние покрышки или на передние колёса в случае с передне­приводным автомобилем, или, наоборот, назад, если машина с задними ведущими. Мотиви­руют это тем, что ПДД не запрещают установку на переднюю и заднюю оси шин разных моделей.

Однако в случае с зимними шинами такая «экономия» уже незаконна. В том же параграфе ПДД (п. 5.5 Перечня условий, при которых запрещается эксплу­атация авто­мобиля) сказано, что недопустимо устанав­ливать на машину одно­временно шипованные и нешипо­ванные покрышки. А ещё один важный документ – Технический регламент таможен­ного союза «О безопас­ности колёсных транс­портных средств» – требует, чтобы на всех колёсах стояли только зимние (или летние) шины. Таким образом, у «комби­наторов» пока остаётся лишь одна возмож­ность — поставить покрышки одного типа, но разной модели. Однако серьёзно сэкономить таким образом не получится.

Но главное: только четыре одинаковые зимние шины обеспечат авто­мобилю стабиль­ность и прогнозиру­емое поведение на скользкой дороге. В противном случае риск потерять управ­ление и в итоге попасть в ДТП будет намного выше. И тогда никакая экономия на шинах не покроет дорого­стоящий ремонт разбитой машины.